14 сентября состоялся первый открытый Форум прокуратуры Архангельской области по теме «Актуальные проблемы реализации прав граждан в сфере ЖКХ».
Открывая Форум, Сергей Акулич отметил, что тема для обсуждения выбрана не случайно, в связи с её злободневностью для региона. Только в текущем году органами прокуратуры в сфере ЖКХ выявлено свыше 1 300 нарушений закона и рассмотрено более 800 обращений граждан.
Также Сергей Акулич дал интервью нашему изданию, в котором подвёл как сами итоги прошедшего форума, так и ответил на вопросы, касающиеся злободневных тем, связанных с вопросами в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Дэн Войтко: Как вы оцениваете работу первого открытого Форума прокуратуры Архангельской области по теме «Актуальные проблемы реализации прав граждан в сфере ЖКХ»? Какова была его цель? К чему удалось прийти?
Сергей Акулич:На данный форум мы пригласили представителей власти, бизнеса, общественных организаций, депутатского корпуса, СМИ для того, чтобы обсудить проблемы нашего региона в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Я считаю, что получалась достаточно интересная беседа. Такой форум был проведен нами впервые, когда удалось собрать вместе очень широкий круг лиц, задействованных в сфере ЖКХ.
В ходе обсуждений выявлялись самые различные моменты, которые требуют наших усилий для их решения.
Одно из самых важных, как я полагаю, – это прорабатывание вопроса о создании единой диспетчерской службы в сфере ЖКХ.
Во-первых, проблема вызвать аварийную службу заключается в том, что многие просто не знают куда звонить. Конечно, чиновники или бизнесмены могут посоветовать звонить по номерам, указанным на квитанциях, но для этого, как минимум, необходима многократная лупа.
Не ясно и то, ответят ли людям по указанным номерам? Приедут ли?
Поэтому мы и обсуждали вопрос создания единой службы.
Дэн Войтко: На чём базироваться будет единая диспетчерская служба?
Сергей Акулич: Этот вопрос необходимо продумать: это может быть либо какое-то созданное учреждение, либо – акционерное общество.
Дэн Войтко: В их обязанности будет входить только приём заявок или еще что-то?
Сергей Акулич:Приём заявок, их регистрация и направление в ту компанию, которая должна заниматься решением данной конкретной проблемы.
Дэн Войтко: Эта служба будет наделена какими-либо властными полномочиями?
Сергей Акулич: Нет, полномочия будут только договорные в части приема и направления заявок. Огромный плюс единой службы будет заключаться в том, что человек будет знать, куда звонить при любой ситуации.
Важно, что будет чёткая фиксация времени поступления заявки. В этом году мы анализировали ситуацию по работе диспетчерских служб и установили, что этих служб, в том понимании, которое предусмотрено нормативно-правовыми актами, у нас в области не существует.
В отдельных районах области их нет вообще. Там, где они есть в управляющих компаниях, журналы поступления заявок не ведутся. Если они где-то и ведутся, то там не записывается дата поступления заявок, отсутствует время их поступления.
Естественно, отсутствует какая-либо ответственность за нарушение сроков устранения аварии.
Дэн Войтко: То есть, я могу смело запросить зафиксированные данные о своём звонке в единую диспетчерскую службу, если авария будет не устранена в нормативный срок, и обратиться уже дальше - в соответствующие организации, вплоть до обращения в суд?
Сергей Акулич: Разумеется. Вы всегда сможете поднять и запросить информацию о своём звонке. Это одна из основных функций единой службы.
Там, где нет учета – там нет и ответственности.
Дэн Войтко: Последние несколько лет нашу область сотрясали «холодоморы» (Савинский, Кулой, Няндома, Коноша – примеров много). Возникает ощущение, что прокуратура наваливается на проблему после того, как она проявилась…
Есть ли у надзорного органа какой-либо план мероприятий, чтобы в этом году предотвратить «холодоморы» в районах?
Сергей Акулич: Естественно, у нас на контроле находятся те сельские поселения, которые в прошлые годы создавали некомфортные условия для граждан в холодный период. Что касается Савинского (знаменитого), то сегодня там дали тепло – котельные работают. Также наша головная боль – Вельск, где из года в год долги за газ были причиной отсутствия тепла. В этом году проблема в Вельске решена, с долгами рассчитались, отопление поступило своевременно.
Но возникала вторая беда – это Горка Муравьевская (деревня в Вельском районе – прим. ред.) – там в конце лета сложилась тяжёлая ситуация – котельные не готовились к зиме. Были проблемы с теплоснабжающей организацией, но своевременные меры, в том числе при содействии прокуратуры и органов власти, привели к урегулированию ситуации. Вчера (15 сентября 2016 года – прим. ред.) там запустили котлы и тепло пошло в дома.
Еще одним объектом, находящимся под нашим пристальным вниманием, является Сольвычегодск – там тоже проблема с теплоснабжающей организацией, которой за долги отключили электроэнергию на пяти котельных. Сама же теплоснабжающая организация не выходила на связь и не рассчитывалась с долгами, создав, фактически, условия для срыва отопительного сезона.
Нами применялись меры прокурорского реагирования. Сегодня там выбрана другая теплоснабжающая организация, которая своевременно подготовила котлы, и тепло пошло в дома к людям.
Дэн Войтко: Насколько высока вероятность того, что «холодоморы» в районах повторятся и в этом году, даже несмотря на все меры по их предотвращению?
Сергей Акулич: При подготовке предстоящего отопительного сезона мы очень плотно работали, в первую очередь, с правительством Архангельской области для того, чтобы не допустить той ситуации, которая произошла в Вельском, Коношском и Няндомском районах. Там либо отсутствовали уголь или дрова, либо, как в Няндоме, был уголь, но не той консистенции – он непригоден, им начали топить - сгорели колосники, были выведены из строя котлы, и всё это обоснованно повлекло массовое нарушение прав граждан и обращение их в органы прокуратуры.
Эта проблема решается в следующем порядке: на уровне правительства региона определились с тем, что для основных поставщиков тепла и потребителей угля закупать уголь будет наше Контрактное агентство Архангельской области.
Чтобы получить разницу в тарифах, так называемую дельту Т, теплоснабжающие организации будут представлять доказательства качества используемого угля, чтобы бюджетные деньги, деньги людей, не уходили на оплату пыли, грязи и разного мусора.
Районные прокуроры будут лично выезжать, и контролировать наличие достаточного или резервного запаса угля, согласно предъявляемым требованиям.
Дэн Войтко: А если те случаи, о которых мы сейчас говорили, вновь повторятся? Какой будет позиция областной прокуратуры?
Сергей Акулич: Спрос будет жёсткий, вплоть до уголовной ответственности, потому что в наших климатических условия без тепла просто невозможно. Поэтому внимание к отопительному сезону, как всегда, будет особенным.
К сожалению, ситуации бывают разные. Это же очень серьёзная логистика - добыча и поставка угля - это целая транспортная сеть и так далее.
Дэн Войтко: Особый контроль – это следствие прошлогодних проблем с тысячами замерзающих людей?
Сергей Акулич: В любом случае необходимо делать определенные выводы и учиться на тех ошибках, которые произошли, впредь не допуская подобного – это самое главное.
К слову, ситуация с отсутствием топлива была известна как руководителям отдельных теплоснабжающих организаций, так и главам районов в конце декабря 2015 года. Однако они все это скрыли, они не вышли на уровень правительства Архангельской области и не поставили задачу для её обсуждения и решения, а дождались новогодних праздников и резкого понижения температуры.
***
Дэн Войтко: Сергей Петрович, предлагаю вам перейти ко второму блоку наших вопросов.
Мы писали о том, что в архангельском «Водоканале» собирались огромные очереди из людей, пришедших выяснить происхождение завышенных сумм в квитках от предприятия. В коридорах «Водоканала» собирались буквально толпы – люди даже были вынуждены брать выходные за свой счёт.
Какие меры прокурорского реагирования были по данным публикациям? Не усматривается ли здесь момент незаконного обогащения?
Сергей Акулич: Да, к нам поступала в городскую прокуратуру одна жалобы на то, что гражданину не была предоставлена коммунальная льгота. В ходе проверки данный факт подтвердился и выяснилось, что подобная ситуация произошла и с другими жителями нашего города. Проблема заключалась в том, что в системе произошел сбой.
Оснований утверждать, что это было сделано кем-то умышленно, сегодня нет. Я бы не стал утверждать, что сбой произошёл только в сторону увеличения сумм в квитках. Потому что те люди, кто получили квитки с пониженными суммами, в очередях не стояли.
Дэн Войтко: Такие случаи тоже были?
Сергей Акулич: Да, были и такие случаи, но эти люди никуда не жаловались и не обращались.
Что касается жителей, которые убеждены, что были нарушены их потребительские права, они вправе обратиться в суд в рамках закона о защите прав потребителей.
Данная ситуация стабилизировалась – перерасчёт для граждан произведён.
Теперь вопрос встает за руководством «Водоканала». Если оно не будет применять меры, то их будем применять мы.
Дэн Войтко: В Архангельске большинство собраний по выбору управляющих компаний фактически являются «липовыми» - многие подписи подделываются. Аналогичная ситуация и в районах области.
Бывает даже так, что одна компания банкротится и на её место приходит другая, со схожим названием. В итоге люди платят за два квитка.
Сергей Акулич: Да, к сожалению, такие факты имеют место быть. Где-то это является естественным экономическим развитием предприятия – банкротятся, не могут рассчитаться, но это не массово – несколько организаций в год.
Что касается управляющих организаций, то сейчас можно с уверенностью сказать, что таких случаев, которые были ещё три года назад, когда дробились управляющие компании, создавались аналогичные, под номерами 1,2,3 и так далее – сегодня нет.
Полагаю, что особую роль здесь сыграло лицензирование управляющих компаний. С 1 мая 2015 года все управляющие компании должны иметь соответствующую лицензию. Отсутствие такой лицензии и ведение бизнеса влечет уголовную ответственность по 171 статье УК РФ.
Отмечу, что весь год к нам поступила лишь одна жалоба по поводу двойных счетов. В этой ситуации мы разобрались. Проблема заключалась в том, что обанкротившаяся компания несвоевременно передала информацию в новую управляющую компанию.
Дэн Войтко: Сергей Петрович, когда же наша область перестанет позориться на всю страну в новостях о «холодоморах», двойных квитках, отсутствии водоснабжения и так далее? Мы и так живём в непростых северных условиях, так ещё наши организации проблем подкидывают.
Сергей Акулич: Я бы не сказал, что у нас все так плохо – в последние годы наладилась положительная динамика, решаются важнейшие проблемы, как в сфере ЖКХ, так и в других отраслях.
Рай не наступит – это однозначно. Конечно, будут какие-то частные случаи: уснет кочегар, сломается техника – произойти может всё что угодно. Это исключить нельзя.
Не должно быть системы нарушений – в этом заключается главная цель.