Людей обяжут платить больше, но распорядится финансами хитрая контора – региональный оператор Фонда капремонта (далее – Фонд). Проще говоря, наши деньги станут сущим Клондайком для мошенников.
В июле 2013 года депутатами областного Собрания 5-го созыва, во исполнение федерального законодательства был принят областной закон № 701–41‑ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области»
Кратко суть: с Нового года деньги на капремонт будут по новым ставкам в обязательном порядке взыскиваться с каждой квартиры и аккумулироваться на персональных домовых счетах в Фонде капремонта. Затем, на основании сформированного банка данных о состоянии каждого многоквартирного дома (готовность – октябрь 2013 года) Фонд разработает 30‑летний график капремонтов и начнёт финансировать работы, пока последний дом не обретёт приличный облик.
При этом сбор средств Фондом предполагает, что ежемесячные платежи, собираемые с населения, будут расходоваться не на ремонт конкретного дома, в котором проживает заплативший, а на то здание, которое стоит в данный момент первым в очереди. Проще говоря, если вам не повезло попасть в первую пятилетку, то вашими деньгами отремонтируют соседа. А потом, дескать, он вас.
И тут всплывает один очень любопытный, связанный с финансами нюанс – за пользование чужими деньгами закон обязывает начислять проценты. Как минимум, в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. Будет ли это выполнено Фондом? Никакой информации об этом нет.
Налицо возврат к схеме, которая бытовала во времена СССР. А теперь вспомните, в каком состоянии были ваши дома, когда разрешили бесплатную приватизацию квартир – сотни домов так и не увидели ни одного капремонта с момента постройки. Где гарантия, что так не произойдёт и на этот раз?
Сейчас бесполезно об этом говорить, закон обратной силы не имеет, но на то время государство обязывалось само и обязывало собственников жилфонда привести все дома в товарный вид. Где теперь эти обещания… На наш взгляд, честнее было бы вернуть должок людям, а потом уже мутить новую схему.
А теперь о самом главном – о деньгах. До конца 2013-го года депутатам Областного Собрания 6-го созыва предстоит утвердить ставку для расчётов новой системы платежей на капремонт. Пока предлагается два варианта: 6-и и 12-и рублей за квадратный метр.
Но нельзя забывать, что дом дому рознь. Есть разноэтажные. Есть кирпичные, деревянные и панельные. Есть новые и старые. Одной гребёнкой их не «прочесать». Значит, придётся ставку сбора устанавливать по категориям. Готовы поспорить, что процедура расчёта будет такой же непрозрачной, как коммунальные тарифы.
Но не об этом сейчас речь. Возьмём типовую «трёшку» площадью 80 «квадратов» и ставки в 6–12 рублей. Соответственно, платить в месяц придётся 480–960 рублей. Сумма не кажется неподъёмной. Но задумайтесь, сколько «квадратов» во всей области? Думаем, не сильно ошибёмся, если предложим цифру в 100 миллионов.
А теперь считайте ежемесячный, совокупный доход регионального Фонда капремонта. Если брать по минимуму – 600 миллионов рублей! В год, соответственно, 7 миллиардов 200 миллионов. Почти два годовых бюджета Архангельска. А если брать по максимуму, то 14 миллиардов 400 миллионов рублей.
Мы не знаем ни одного человека с настолько безупречной репутацией в Архангельской области, которому можно было бы доверить право распоряжения такой гигантской суммой. И в Правительстве области, похоже, не знают. Во всяком случае, на сегодня ни одна кандидатура не озвучена. К тому же короля, как известно, играет свита. А она у руководителя областного Фонда капремонта будет не маленькой.
Оптимальной представляется структура, состоящая из головного офиса, штабов по каждому крупному городу (Архангельск, Северодвинск, Котлас, Коряжма и т. д.) и по каждому району области. Сколько там может быть занято человек? Попробуйте посчитать сами, взяв за основу численность только архангельского МУП «Жилкомсервис», который перед банкротством состоял из штата примерно в 100 человек.
У нас получилось никак не меньше тысячи человек. И все они потребуют транспорт, оргтехнику, мебель, офисы, будут получать зарплату, материальную помощь и премии (как же без них) из областного бюджета. Который настолько дырявый, что не так давно, ради экономии средств, Правительство области хотело забрать у мамочек 2‑тысячное пособие на детей, не ходящих в детские сады.
А самое интересное в том, что меньше клерков никак нельзя, иначе деньги населения, собранные на капремонт, будут через конкурсные процедуры (уже не бесплатно) расходоваться на проведение экспертиз, составление смет, дефектных ведомостей и прочие, предшествующие капремонту процедуры. И это не весь список.
Вот что сразу вызывает сомнения в нужности, так это Попечительский совет. Бредовее надстройки, а она будет обязательно к Фонду, трудно представить. Фонд - не гимназия и не больница. Чем Попечительский совет будет заниматься? Подтягивать неких благотворителей, чтобы те тряхнули мошной и пожертвовали копеечку в общую копилку? Абсурд.
А теперь спросите себя – сколько может быть желающих «освоить» миллиарды рублей? Отметим, что на сегодняшний день ничего не известно о механизме контроля за такой кучей денег. Зато не приходится сомневаться, что конкурсы на капремонт жилых домов региональным Фондом будут проводиться по 94-му федеральному закону о госзакупках и муниципальных контрактах.
Закону, который практически не имеет никаких фильтров против мошенников и ворья. Можно перечислить десятки примеров громких присвоений и разработанных для увода денег схем – сайты прокуратуры, СледКома и полиции открыты для всех. Не приходится сомневаться, что не пройдёт и года с момента начала работы Фонда капремонта, как разразятся громкие уголовные скандалы.
Прямо сейчас скажем о первом, весьма вероятном поводе для недовольства и коррупции – пролезть в первые годы финансирования. Благо, план ремонтов будет обновляться каждые три года в зависимости от ситуации в жилфонде. Кручу – верчу, запутать хочу…
Фонд преподносится как панацея по капремонту для областного ЖКХ. Дескать, людям не под силу зараз собрать деньги на ремонт кровли или замену лифта. А Фонд оплатит работы, взяв беспроцентную ссуду из денег других домов. Так оно так, но как быть, если ту же крышу понадобится отремонтировать раньше, чем подойдёт срок, указанный в графике капремонтов?
Закон даёт ответ на этот вопрос: жильцам, в дополнение к имеющейся на счету сумме, предстоит дополнительно сброситься и оплатить ремонт. Зная инертность жильцов, можно сразу считать это маловероятным, но идём дальше. Якобы Фонд засчитает эти взносы как плановые отчисления и объявит каникулы.
Считаем: ремонт крыши требует, к примеру, 2 миллиона рублей. Дом площадью 4 тысячи квадратов. Сбор с квадрата – 6 рублей. В месяц выходит 24 000. Теперь делим 2 «лимона» на эту сумму = 83 месяца освобождения от сборов в Фонд.
Как вы думаете, устроит ли такая арифметика контору? Чтобы лучше размышлялось, добавим, что «каникулы» - это не однозначная обязанность Фонда, а его право. Захотят дадут, не захотят – не дадут.
Эх, кто же от миллионов откажется… И подтверждением этому тезису служит тот факт, что попытки мэрии Архангельска создать свой, городской, Фонд капремонта были на корню пресечены Правительством области. Выходит, что Архангельску в очередной раз предстоит стать «донором». Ну не жизнь, а сплошной мультфильм – «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».
P.S. Изменения по капремонту не коснутся только жителей ветхого и аварийного жилья. Кроме этого, согласно закона, право не валить деньги в общий котел получают товарищества собственников жилья – ТСЖ. Они могут завести свой собственный счёт, на котором по новым ставкам будут накапливаться деньги на капремонт.
Но много ли ТСЖ в области и хватит ли оставшихся двух месяцев тем энтузиастам, что попробуют создать Товарищество? К тому же, стоит только вспомнить про ежемесячный оборот Фонда, как на ум сразу приходит поговорка: «Гладко было на бумаге…».
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано от 02.10.2013