Набившая оскомину фраза «где-то мы это уже видели» тут подходит как нельзя уместнее.
Где-то это всё уже было. В мае текущего года проходило аналогичное действо – «Ночь музеев». К тому времени, помнится, было уже достаточно тепло, и программа казалась интереснее, но госучреждения были полупустыми.
На прошлой неделе в Архангельск пришли настоящие холода. Отсутствие людей можно списать на то, что в преддверии выходного дня никому не хотелось выползать на улицу или горожане музеям предпочли бары и прочие злачные места.
Но было просто скучно. По залам музея ИЗО лениво передвигались посетители, словно не зная, что им делать и куда податься. Ведущие пытались казаться бодрыми и смешными, но смех вызывали скорее нелепость их шуток и попытки казаться оригинальными. Открытие запаздывало часа так на пол, и за эти 30 минут оба этажа были пройдены по несколько раз.
Иконы на втором этаже как висели 10 лет назад, так и висят. Стабильность. Консерватизм. И тут возникает следующий момент: с одной стороны, в рамках модного мероприятия они смотрятся не очень уместно, с другой – не убирать же их? Вот и яркий пример того, что из года в год в ночах музеев и искусств кардинальных изменений не происходит. А фантазии старое подать по-новому, видимо, не хватает.
Выставка «Врата памяти» внесла хоть какое-то разнообразие. Не перевелись у нас действительно талантливые люди, впечатляющие своим творчеством.
Сайт музея ИЗО так пишет о Сюхине, – далее цитата:
«Он прекрасный мастер графики и его иллюстрации заслужили признание коллег и многие призы в родном отечестве и за рубежом. Его уникальные графические работы узнаваемы благодаря создаваемому сказочному настроению, ощущению волшебства, и в то же время возникающему чувству сопричастности к духовности, возвышенным сторонам человеческой жизни.
Известен он и как живописец. Его пейзажи, жанровые картины ярко отражают родной ему северный край с древней самобытной культурой, с которой художник крепко связан, и творчеством, и самой жизнью.
Скульптура Сергея Сюхина тоже ясна, основательна, прочно связана содержанием с исторической поступью нашего народа в прошлом и судьбой современной России. Автор монументов, ставших символами Архангельска – памятников Степану Писахову и «Кудеснику северного слова Борису Викторовичу Шергину», «Жителям военного Архангельска», выразительного скульптурного знака «Северный Конвой» и многих других, украшающих наш город».
Конец цитаты.
По словам самого художника, выставку пронизывает тема русского духа.
Сергей Сюхин:
– Это выставка о русском духе.
Вот здесь слева, например, вы видите рыболовные морды. (Справа от композиции, кстати, сам Сюхин).
Но из них я сделал вот таких женщин. А справа – офицеры, сделанные из ткацких станков.
Посередине лестница. Потому что у каждого человека есть свои ступени в жизни. А вверху находятся Врата памяти. Так называется выставка и мой альбом.
Вот поднимаемся мы по этим жизненным ступеням. А за вратами кто-то ищет мешок с деньгами, кто-то приколы, а я нашёл там русский дух.
И я с удовольствием делюсь с публикой русским духом.
Я, кстати, очень не люблю все эти слова, вроде инсталляции и перформанса. Это мусорные слова. То, что видите вы, называется композиций.
Это слово красивое, слух ласкает. А его затоптали в грязь. Придумали вот эту дурость…
Корреспондент:
– Что для вас значит русский дух?
Сергей Сюхин:
– Это философская категория, но для меня это любовь к милой родной сторонушке. Русский дух – это любовь к Отечеству.
Конец цитаты.
На этой самой композиции и был представлен 3D-видеомэппинг* от независимого режиссера фильмов малого формата Сергея Жигальцова. На экране появлялся сам «виновник» торжества, деревни и природа Поморья.
Видеоряд, как и музыка, был довольно психоделичен, но приковали к себе внимание немногочисленных зрителей, среди которых были друзья Сюхина.
Проходя мимо одной из картин, мужчина заметил:
«О, Серёга себя нарисовал».
<…>
Ночь искусств также прошла в Марфином доме. В этом году для программы была выбрана уникальная тема – музыка в кино. В ходе вечера звучала музыка из известных зарубежных и отечественных фильмов, всю ночь люди пели и танцевали.
Музейная гостиная также была оформлена в тему музыки и кино. А в банкетном зале представили выставку всех фильмов, которые снимали в музее «Малые Корелы».
Для гостей вечера выступали студенты музыкального колледжа, хореографический коллектив «Пульс», а также группа «Прекрасный город».
И всё вроде бы хорошо, но хочется чего-то нового… Но не настолько, как на фото ниже. Предназначение жуткой штуки выяснить не удалось.
* Видеомэппинг, или 3D mapping — аудиовизуальное искусство, которое представляет из себя 3D-проекцию, наложенную на определённый объект (стена, здание, диван, предмет искусства) с учётом его геометрии и местоположения в пространстве.
Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Для умных людей ПравДа Северо-Запада".