- Максим приехал к нам 3 года назад, когда союз театральных деятелей России проводил акцию «Открытые двери», - вспоминает Виктор Петрович в разговоре с корреспондентом ИА «Эхо СЕВЕРА». - Тогда к нам прибыли 4 режиссёра, брали пьесы и из них показывали отрывки по 15 минут. Мы выбрали именно «Пираньи. Дневник 12-летнего», который нам показал Максим.
Позднее он поставил полноценный спектакль, получивший весьма тёплый приём у наших зрителей. Прошлым летом Максим и наши актёры поехали с «Пираньями» в Астрахань на фестиваль молодёжных спектаклей. Там он получил приз за лучшую режиссуру.
Мы сказали: дай-ка ты нам ещё чего-нибудь. И Максим предложил поставить «Вия». Естественно, я это принял на «ура».
Но! О спектакле я вам ничего рассказывать не буду и не имею права. Что именно Максим скажет своей работой – не знаю. Я даже не вмешиваюсь в работу, поскольку отношусь к тем художественным руководителям, которые приходят только на сдачу спектакля.
Могу сказать только о постановщике. Талантливый, озорной, совершенно сумасшедший, в хорошем театральном смысле, режиссёр.
Я жду качественного спектакля. Тем более это специальная инсценировка. Я уверен, что это будет современно, но без пошлости.
<…>
Сам режиссёр вдохновенно рассказывает о своей новой работе, отмечая, что зрители, конечно, не увидят здесь привычного Вия. Постановка не будет каким-то ужастиком с летающими гробами, хоть мистическое, безусловно, присутствует. Корреспондент ИА «Эхо СЕВЕРА» также пообщался с постановщиком.
Максим Волов:
- Напрашивающийся вопрос: почему именно «Вий»? Вы сами решили взяться за это произведение или вам предложили?
Максим Соколов:
- Просто захотелось. Почему бы и нет? Захотелось адреналина, увидеть Вия в современности. Это своеобразный путь очищения через страх. Тоска по вере.
Максим Волов:
- А вы верующий?
Максим Соколов:
- Да. Помнится, кто-то сказал, что у нас в стране 15% настоящих православных, а остальные себя культурно ассоциируют. Я, наверно, отношусь ко второй половине.
Но хочется во что-то верить. Сейчас такое время, что это людям необходимо. Церковь ведёт себя порой весьма воинственно, агрессивно, не все её принимают. Но если церковь пуста, то у людей появляются другие интересы, всегда нужно во что-то верить.
Максим Волов:
- Всё-таки, каким будет ваш «Вий»?
Максим Соколов:
- Инсценировку «Вия» написала Полина Бородина (выпускница Екатеринбургского государственного театрального института по специальности «литературное творчество», курс Н.В. Коляды, - прим.ред.). Она крайне талантливый драматург, и мы долго с ней говорили об этом произведении, когда решали, каким хотим видеть его на сцене.
Мы вплетаем эту историю в современность. Сюжетная линия повести оставлена, но развивается в наши дни. Главный герой попадает в Богом забытую деревню, куда прогресс доходит крайне медленно.
Когда я представляю «Вия», мне кажется, что всё происходит во тьме. Нет света – нет Бога. Когда Гоголь писал повесть, атеизм не был так распространен, небеса не были пустыми. Мы пытались найти во всём этом хоть немного света.
Вий – это самое страшное. И это вовсе не жуткое сверхъестественное существо, не король гномов. Это человек и жуткие поступки человечества на протяжении всей истории.
Не хочется уходить в ужастик, показывать Вия каким-то человеком-картошкой, отвратительным монстром. Конечно, будем играть в пугающие аттракционы, местами будет страшно, но не хочется уходить в потустороннее, жуткое и ограничиваться лишь этим.
Я хочу, чтобы спектакль смотрели не только взрослые, но и подростки. Думаю, им будет интересно, моментами смешно, а в конце они должны задуматься: что же такое Вий?
Максим Волов:
- Намекнёте хотя бы, как будет воплощён Вий на сцене?
Максим Соколов:
- (смеётся) Нет, не скажу, сами всё увидите.
Максим Волов:
- А знаменитая фраза: «поднимите мне веки» звучать будет?
Максим Соколов:
- Будет.
Максим Волов:
- Судя по тому, что Вия вы называете человеком-картошкой, вам фильмы не очень нравятся?
Максим Соколов:
- Нравятся. Замечательные. Но я так делать не хочу и не буду. Не хочу видеть Вия ростовой куклой или монстром, не хочу, чтобы архангельские артисты изображали из себя украинцев. Ну, не могу уже смотреть на плетень и подсолнухи. Не хотелось делать просто страшилку. Мне кажется, Гоголь написал куда глубже, чем просто хоррор.
<…>
После общения с Соколовым и Пановым (обратите внимание, как созвучны фамилии с фамилией корреспондента ИА «Эхо СЕВЕРА») журналисту удалось посмотреть небольшой кусочек с репетиции грядущей премьеры.
Экшна и движения, к сожалению, не оказалось. Актёры читали свои фразы по ролям, вживаясь в «шкуры» своих героев. В ходе читки слова и фразы из сценария порой заменялись на другие, наиболее подходящие к контексту, по мнению подопечных Панова.
Молодой режиссёр, которому лишь 31 год (к слову, добрая часть актёров старше него), подсказывал, с какой интонацией стоит прочитать ту или иную фразу. Иногда Максим уходил в себя, сосредотачиваясь на звучащих диалогах, видимо, представляя, как всё это будет визуализировано не сцене.
На самом деле, интересно было даже просто слушать: так виртуозно некоторые актёры играли голосом, то повышая его, то скатываясь в зловещий шёпот. Кто-то предлагал свои идеи, кто-то косился на журналиста, вторгшегося в столь интимный творческий процесс.
Самого Вия замечено не было, а кто исполнит его роль на сцене - широкой публике тоже неизвестно. Однако, зритель сможет увидеть обладателя тяжёлых век уже 28 мая на премьере спектакля в Архангельском молодёжном театре.
Фото ИА «Эхо СЕВЕРА» с репетиции «Вия».