Режиссёр: Андрей Кончаловский
В главных ролях: Юлия Высоцкая, Петер Курт, Виктор
Сухоруков, Филипп Дюкен
В прокате с 19 января.
Действие картины разворачивается в сороковых годах минувшего
столетия во Франции. Главная героиня фильма — Ольга (Юлия Высоцкая) русская
эмигрантка, вечная спутница богемы, вступившая в ряды французского
Сопротивления, оказывается в концентрационном лагере за укрытие еврейских
детей. Её персонаж занимает в фильме центральное место. Всё то до чего способен
упасть человек, зритель увидит её глазами.
Ольга — аристократка княжеского рода, но при этом сохранившая
в себе всю доброту и отчаянное самопожертвование простой русской женщины. Театральный
подход к кинематографу можно увидеть на протяжении всего творческого пути
Андрея Кончаловского, и фильм «Рай» не является исключением. Но в след за
веяниями современного артхауса режиссёр вступает на авансцену псевдодокументалистики.
Половину экранного времени занимают интервью с главными
героями фильма: Жюль — француз-коллаборационист, Хельмут — немецкий офицер
СС и сама Ольга. Между
персонажами-мужчинами и героиней Юлии Высоцкой существует то, что с трудом
можно назвать любовной линией, а если быть честными, то просто интимные
отношения.
Хельмут, искренне убеждённый в идеях национал-социализма,
демонстрирует собой зрителю то, что даже человеку воспитанному на светлых
христианских идеалах и блестяще разбирающемуся в русской литературе, было не
чуждо обратить свой взор на столь жестокую идеологию. Этот преданный подданный
Рейха, некогда живший в роскошном имении своих предков, оказывается знаком с
Ольгой. Но встреча их происходит при весьма странном стечении обстоятельств —
Хельмут отправляется в концентрационный лагерь, дабы устранить коррупцию на
местах, но осматривая склад, в этом мерзком и тёмном месте, наполненном вещами
жестоко убитых людей, он встречает её.
Офицер СС забирает княгиню Ольгу к себе в служанки и всеми
силами пытается спасти ее. Но всё дело в том, что её бессмертная душа не
нуждается в этой руке помощи, а более того, это именно та душа, которая
способна озарить светом путь заблудшего и посеять в саду его тёмных идей
сомнения.
Среди немалого количества фильмов, посвященных холокосту, эту
картину можно выделить отсутствием в ней излишнего натурализма, но вместе с
этим нельзя и упрекнуть автора в том, что он недостаточно полно изобразил босховскую
пёстрость палитры ужасов, на которую способен, как человек доведённый до
отчаяния, так и человек обделённый таким уровнем власти, при котором она
переходит во вседозволенность. Именно синтез этих двух крайностей порождает
столь страшную эпоху.
В картине «Рай» демонстрируются три взгляда на германский
национал-социализм с позиции достаточно разных людей, но всё же главный вывод,
который можно вынести из картины, это то, что всегда прежде всего нужно
оставаться человеком. Решение автора затронуть столь провокационную тему в
столь зрелом возрасте заслуживает отдельного поклона, безусловно, эта
поставленная ребром проблема звучит именно в наше время отнюдь не случайно, и
дело тут далеко не в фестивальной конъюнктуре, дело в нашем времени, стоит лишь
напомнить о пережитом и оглянуться вокруг.
Ася Спиридонова.
Фото с сайта kinopoisk.ru